Школьный театр
1.Результаты освоения программы
Данная программа обеспечивает формирование личностных, предметных и метопредметных результатов.
- Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране
- Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, в том числе расовой, социальной, гендерной, и др ;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном, многоязычном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней)
- Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора на примере реальных людей и литературных героев из произведений художественной литературы .
готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства
- Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства (литературе, кино, изобразительному искусству, музыке разных жанров и др ), традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
- Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с использованием источников информации , установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия
- Физического воспитания, формирования культуры здоровья
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку.
- Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого иностранного языка; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности
готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей и возможностей
- Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности
Метапредметными результатами изучения курса «Мастерская праздника» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтению по ролям и инсценированию.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Предметные результаты
Знать:
— понятия: «органика», «этюд», «оценка», «органическое молчание», «реквизит», «сценическое событие», «декорации», «действие», «предлагаемые обстоятельства», «если бы я …»;
— индивидуальные особенности своего тела и уметь использовать свои достоинства;
— 5-10 упражнений психофизического тренинга;
— приемы разминки и разогрева тела;
— 5-7 новых скороговорок на проблемные звуки;
— 5-10 упражнений речевого тренинга.
Уметь:
— строить на основании заданной темы простой сюжетный рассказ с завязкой, событием и развязкой;
— целесообразно выполнять цепочку простых физических действий в одиночном этюде;
— обнаруживать и самостоятельно снимать мышечные зажимы;
— направлять звук в основные резонаторы трех регистров;
— создавать самостоятельно выбранный или заданный педагогом звуковой образ;
— участвовать в воплощении пластического образа в этюде;
— подключать заданные педагогом предлагаемые обстоятельства в создание этюда;
— строить простейшее сценическое действие собственного персонажа в небольшом отрезке сценического времени.
Личностные результаты
— укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
— наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
— формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с театром;
— приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих театрально творческих возможностей;
развитие мотивов театрально учебной деятельности и реализация творческого потенциала
в процессе коллективного (индивидуального)
процесса;
— продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в т.ч. театральных;
развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко- культурным традициям других народов
Содержание программы
1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Теория. Решение организационных вопросов; обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника.
Практика.
Игры по Т.Б.
2. Театральная игра
Теория. Знакомство с термином «театральная игра». Знакомство с играми разных стран.
Практика. Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия.
Диагностика творческих способностей воспитанников.
3.Культура и техника речи
Теория. Знакомство с понятием «сценическая речь», техникой правильного дыхания. Знакомство с понятием «орфоэпия». Знакомство с нормами орфоэпии
Практика. Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней.
4.Ритмопластика
Теория. Изучение понятия «ритмопластика».
Практика. Индивидуальное и коллективное выполнение комплекса упражнений, направленных на развитие навыков и приёмов сценической пластики: « Не существующее животное» (на воображение), «Страна грёз» (на внимание, воображение и быстроту реакции), «Два кота» (на память и воображение), «Пёрышко» (на воображение и раскрепощение). «Падающие мячи» (на воображение и раскрепощение), «Ритмическое эхо» (на развитие чувства темпоритма), «Спасатели» (на быстроту реакции и мобилизацию), «Кот» (на внимание и быстроту реакции), «Каша в кастрюле» (на раскрепощение и воображение), «Ямы в воде» (на быстроту реакции и воображение). «Слепой ловит невидимку» (на воображение и быстроту реакции), «Неприятные ощущения» (на память и воображение), «Краски» и «Мокрая курица» (на воображение и раскрепощение), «Хрустальный шар» (на воображение и восстановление энергетического баланса малой группы).
5.Основы театральной культуры.
Теория. Изучение понятий: реквизит, сцена, занавес, рампа, грим, актер (актриса). Освоение терминов «сценическое движение», «сценическая речь», «мимика и жесты». Знакомство с театральной терминологией. Особенности театрального искусства. Виды театрального искусства. Устройство зрительного зала и сцены. Театральные профессии. Правила поведения в театре.
Практика. Постановка этюдов. Тренировочный практикум «Стоп, кадр», «Мимика», «Выбери задание».
6.Постановка сценок.
6.1.Законы сцены.
Теория. Изучение основ сценического движения.
6.2 Инсценирование стихотворений
Практика. Чтение сценария. Распределение ролей и постановка мизансцен.
Репетиции сценок. Изготовление костюмов, декораций. Подбор музыкального сопровождения.
6.3. Инсценирование басни
Практика. Чтение сценария. Распределение ролей и постановка мизансцен.
Тренировочный практикум «Мимика и жесты», «Стоп, кадр», «Стенка».
Репетиции сценок. Изготовление костюмов, декораций. Подбор музыкального сопровождения.
6.4. Сценки на свободную тему.
Практика. Чтение сценария. Распределение ролей и постановка мизансцен.
Тренировочный практикум «Мимика и жесты», «Стоп, кадр», «Стенка».
Репетиции сценок. Изготовление костюмов, декораций. Подбор музыкального сопровождения.
7. Просмотрово-информационный
Практика. Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театров.
- Итоговое занятие.